Споры из-за нижней полки в поезде: новые скандалы из-за разъяснений правил РЖД – что нужно знать?
Поезд является одним из самых популярных видов транспорта в нашей стране. Несмотря на то что в основном цены за свои услуги РЖД берет немалые, пассажиропоток меньше не становится. В поезде, особенно в плацкартных и купейных вагонах, очень трудно получить одинаково комфортные места.
Считается, что нижняя полка наиболее удобна, ведь пассажир имеет свободный доступ к столику, да и вставать наиболее удобно, если нужно отойти. Из-за этого возникало очень много споров, особенно если кто-то просит уступить нижнюю полку, которая зачастую стоит дороже верхней.
Новые скандалы
В конце декабря 2019 года со стороны ФПК сообщили, что теперь в электронных билетах будет дополнительная информация о правах пассажиров. В том числе разъяснения будут касаться пассажиров верхних полок. Суть в том, что будет содержаться просьба к пассажирам нижних полок пускать пассажиров с верхней в дневное время. Сообщается, что текст будет примерно следующим:
Для пассажиров нижней полки будет следующий текст:
Но как оказалось, многие пассажиры не совсем верно восприняли разъяснения, да и некоторые СМИ преподнесли информацию не совсем корректно, указав, что РЖД разрешила пассажирам верхних полок пользоваться нижней в дневное время.
Из-за этого возросло количество конфликтных ситуаций. Суть сводится к одному: пассажиры верхних полок пытаются доказать, что новые правила позволили им пользоваться нижней полкой в дневное время, а пассажиры нижней полки такие изменения отрицают.
Что на самом деле?
Как оказалось, новые разъяснения в бланках электронного билета никоим образом не изменили действующие правила, хотя в новом тексте разъяснений и указано о разрешении сидеть на нижней полке. Еще в 2017 году со стороны РЖД были разъяснения, в которых указано, что пассажиры нижних полок могут пустить соседа сверху лишь по своему желанию. Об этом говорится и в правилах, в том числе в приказе Минтранса №473 от 19.12.2013 года. В п. 51 указано, что пассажир занимает то место, на которое он купил билет. При этом иные лица проезжать на оплаченных пассажирами местах не могут. Более подробно об это я писал в статье «Спор за нижнюю и верхнюю полку в поезде – что говорит закон?» (подробнее).
Источник
«Всю дорогу просидела в коридоре на складном стуле, потому что моя соседка по купе. » Обязаны ли вы в поезде уступать место пассажиру с верхней полки? Это и другие правила пассажиров в поездах
Сегодня каждому пассажиру стоит перед дорогой открывать правила РЖД, чтобы понимать, как действовать в той или иной ситуации во время поездки на поезде. Речь идет о плацкартных вагонах и купе (обратите на это внимание!). Мы собрали самые спорные моменты и пути их решения.
Если ты едешь на верхней полке, то пассажир с нижней полки не обязан уступать тебе ее, чтобы ты размял ноги или поел «доширак». Он может это сделать только по доброте душевной. Если не хочет, это его право. РЖД предлагает договариваться друг с другом. Таким образом, это игра в повезет/не повезет. Но выход есть, можно обратиться к проводнику, чтобы он нашел вам место в вагоне, где можно поесть, если есть свободные полки, либо отправиться в вагон ресторан, там вам точно будут рады.
Я в этом году попала в ситуацию, когда из-за своей доброты душевной просидела с ребенком почти всю дорогу не в своем купе, а в коридоре на складном стуле, потому что пассажиры с верхней полки каждый час ели и пили чай, прося освободить местечко. Пришла к выводу, что нужно быть доброй, но в меру.
Если ты взял с собой три огромных чемодана и еще коробку с маслом для бабушки, будь уверен, разместить их будет некуда. По правилам ты можешь по одному билеты провезти багаж весом не более 36 кг, за все сверх этой нормы нужно платить. Платят за багаж в кассе поезда еще до отправления, не надейтесь на авось, что удастся проскочить, потом придется бегать с вещами туда-сюда за 15 минут до отправления. Еще вариант – перевозить вещи в багажном купе, которое находится в штабном вагоне. Принимают туда от одного пассажира вещей на три места, не более. Размерами не более 180 см в длину и не более 75 кг по весу.
А напротив нас ехали люди, которые багаж оплатили, но не отнесли в багажный вагон, и хотели свои огромные коробки положить к нам на третью полку, на отказ (кому хочется получить коробкой по голове) услышали в свой адрес много мата и оскорблений.
Если у тебя нижняя полка, ты размещаешь свои вещи внизу под полкой, если верхняя – наверх. Нет такого правила, что нижняя и верхняя полка делятся пополам, оно распространяется только на двухэтажные поезда, где лишь одна ниша для вещей – нижняя. Если у тебя чемодан не влезает наверх, ты не имеешь права требовать поставить его вниз, ты можешь только попросить и, если человек согласен, тогда ура. Но в таких случаях как повезет, поэтому опять же рекомендуем заранее озаботиться вопросом и оплатить багажное отделение, либо отправить вещи по почте. Другие пассажиры не должны страдать из-за того, что вы Плюшкин и не можете не взять с собой в отпуск 30 кофт и банку варенья.
По правилам стелить постель должен проводник, если это оплачено вами и входит в стоимость билета. Сдавать постельное белье тоже не нужно, его также забирает проводник. Но мы все равно стелем сами и сдаем сами, потому что лишние вещи мешают при выходе с поезда, а еще так воспитаны. Кстати, если вы испачкали постельное белье, просто подойдите к проводнику и купите новое, у них есть для этого запасные комплекты.
Чтобы спокойно спать на верхней полке, можете попросить у проводника специальный ремень, а также нитки, иголку и аптечку, если потребуется, все это предоставляется бесплатно. Так же, как и стакан для чая, покупать ради него чай у проводника – это нарушение правил.
Мне проводница не давала стакан с ложкой, уверяя, что только с чаем выдается. Правил не знал, купил, вылил в раковину, хотел свой кофе. Потом узнал, что у проводников по этому чаю план продаж и вроде если не продадут, выкупают за свои деньги его, так что, если проводник хорошо выполняет свою работу, теперь покупаю чай, вроде как чаевые таким образом оставляю. У них работа все же непростая.
Если вы хотите взять с собой животное, берите билет в вагон с животными. Купить билет на животное лучше заранее, в самом поезде его не оформляют. За безбилетника полагается штраф, а также могут высадить с поезда. Помните, что сотрудникам РЖД кошечку может и жалко, но человека с астмой, который купил билет с вами рядом, жалко больше, если в дороге он начнет задыхаться, это будет ваша вина.
Одна моя знакомая решила везти с отпуска кошку втихаря, к ней пришли сотрудники РЖД, грозились высадить, но она отказалась. В итоге выписали штраф и три раза приходили уговаривать сойти с поезда самостоятельно.
Разогревать еду в микроволновке у проводника можно только с разрешения проводника, если он против – это его право по закону. Многие пассажиры уверены, что микроволновка общая, берут с собой еду, которую можно разогреть, а потом скандалят, когда им отказывают. Кстати, с такой просьбой можно сходить в вагон ресторан.
У некоторых проводников есть и холодильники, но место в нем тоже предоставляется по его желанию. Зато точно оно предоставляется тем, кто хочет хранить в нем детское питание. В старых вагонах в тамбурах есть карманы для хранения угля, если договоритесь с проводником, можно везти там скоропортящиеся продукты или рыбу, которую хочется отвези родне из Карелии.
А мы однажды просили помыть кружку ребенка в раковине у проводника, потому что брезговали в туалете мыть, проводник отказала. А еще запретила вешать простыню, чтобы закрыться от надоедливых соседей и от кондиционера, сказала, что это по правилам нельзя, пожароопасно.
Кстати, в каждом вагоне есть настольные игры, которые можно попросить на время поездки, но мы еще ни разу не видели тех, кто пользуется этой услугой. Может потому, что в шашки, шахматы и домино сейчас никто не играет уже? Зато во многих поездах детям выдают теперь замечательные наборы: журнал, настольная игра, мелки, раскраски (у каждого поезда свой набор).
В старых поездах без кондиционера не берите 3-е и 6-е купе, так как открыть окно там нельзя, оно аварийное. В поездах с кондиционером не просите проводника отрегулировать его, он включается автоматически и работает от генератора. Пока поезд не наберет скорость более 30 км/час, кондиционер работать не будет.
То же самое и с туалетом, если он засорится, потому что кто-то кинул туда бумагу, весь вагон будет ходить в туалет в соседний, потому что оперативно починить его не всегда возможно. В поездах теперь более чистые туалеты, потому что за грязный туалет весь состав лишается премии.
Меня всегда поражают те, кто уверен, что один раз можно и кинуть бумагу, ничего не будет! Вам сложно выкинуть ее на три сантиметра левее? Так-то туалеты грязные не потому, что там не моют, а потому что там мусорят пассажиры.
Отметим также, что проводник должен помогать пассажиру заносить и выносить багаж из вагона, если он так делает – это не по доброте душевной, такие правила.
Источник
Проблема нижней полки РЖД,
или Почему полтора меньше половинки
Интересный кейс с недавним «разъяснением» ОАО РЖД для пассажиров поездов дальнего следования: специальным приказом (!) наши Железные Дороги объявили, что, буквально, «пассажирам, купившим билеты на верхние полки, разрешается сидеть на нижних полках днем».Многие СМИ и блогеры процитировали это как курьёз и пример «ненужной бюрократии»; мол, РЖД делать нечего, разъясняет то, что все и так всю жизнь знают. Всегда ведь ездили в купе и плацкартах, подразумевая, что обитатели верхних полок имеют полное право сидеть на «своей» нижней, если хотят, к примеру, поесть за столом или выпить чаю. И даже непонятно — а как иначе? Ведь то же РЖД не только устами проводников предлагает пассажирам покупать чай — равно и «верхним», и «нижним»; сейчас не редкость, когда прямо в стоимость билета входят ужин, завтрак, иногда и обед. Спрашивается — а как же «верхнему» пить чай или есть свой обед, стоя, что ли? Но это ведь явная дискриминация!
Но если такая тяжелая и неповоротливая структура, как РЖД, сподобилась на «разъяснение», причем с Нового года оно будет прямо прописано в каждом билете (!) — значит, на то была суровая необходимость. С чего бы? А оказывается, в ситуации нет никакого юмора: уже несколько лет в поездах периодически вспыхивают дикие скандалы — это обладатели «нижних» насмерть бьются с «верхними» за свое святое право владеть «своей» полкой безраздельно и никого на нее не пускать!
Примеры легко найти в интернете. Вот, например:
«Ситуация в поезде: Дама с ребенком лет 10, у которых билеты на верхние полки, потребовала освободить им нижние, на которых уже расположились парень и девушка. Получив отказ, мамаша закатила скандал, а молодежь решила спать весь день и не пустили их даже поесть за столик, мать с ребенком ели в тамбуре».
https://hodor.lol/post/86866/Каково?! Более того: еще немного порывшись в интернете, обнаруживаешь, что РЖД уже выступала по этому вопросу, и не так давно — в 2017 году. Причем 2 года назад позиция РЖД была. противоположной! ««Проезд иных лиц на оплаченных пассажиром местах не допускается. Следовательно, право находиться на нижнем месте, оплаченном другим пассажиром, без его согласия у пассажира, имеющего проездной документ для следования на верхнем месте, отсутствует», — говорится в ответе РЖД». https://meduza.io/shapito/2017/12/08/rzhd-razreshila-ne-puskat-passazhirov-s-verhnih-polok-na-nizhnie
И далее в своем ответе на запрос тогдашние «старшаки» из РЖД в 2017 году аж договорились до того, что, мол, если неугомонный пассажир с верхней полки все-таки хочет поесть, а «нижний» его не пускает, то он должен обратиться к проводнику, чтобы проводник. нет, не навел порядок, а подыскал для голодного «верхнего» свободную нижнюю полку где-нибудь еще в вагоне, чтобы тот смог, наконец, перекусить чем бог послал! Что делать, если вагон забит и свободных нижних полок нет — не разъяснялось.
Так что можно сказать, нынешнее разрешение «сидеть на нижней» — это не какая-то бюрократическая отписка, а наоборот — это практически революция: РЖД пересмотрела свою позицию и развернулась на 180 градусов, лицом к «мнению народному» (во всяком случае, его «верхней» части).
С чем же связаны все эти разброды и шатания? Думаю, не ошибусь, если предположу, что проблема нижней полки приобрела свою остроту сравнительно недавно — а именно вскоре после того, как ОАО РЖД ввела дифференциацию стоимости нижних и верхних полок. Раньше, «при Советах», они стоили одинаково — а вот в новейшие времена проезд на верхней полке может быть раза в полтора дешевле проезда на нижней. Резоны тут довольно очевидны: железнодорожники, видимо, исходили из того, что на нижней полке ехать комфортнее и безопаснее (не надо никуда карабкаться, не свалишься) — а за комфорт, мол, надо платить!
Я слышал, что был и благородный резон «сделать проезд в поездах доступнее для молодых и небогатых», например, студентов: денег мало, а ехать надо? Бери билет на «верх», если высоты не боишься — и езжай спокойно! Итог: молодой и прыткий — платишь меньше, любишь комфорт и тяжел на подъем — платишь больше, наполняемость поездов выше, доход РЖД больше — все счастливы!
Однако у этого на вид всех устраивающего решения оказалось неприятное последствие, чисто психологическое. Оказалось, что некоторых, купивших билет «вниз», начала в буквальном смысле душить жаба. «Как это? Почему я заплатила на полторы тысячи больше, а какой-то подлец (какая-то сука), заплативший/ая на полторы тысячи меньше, будет, как ни в чем ни бывало, нагло сидеть на МОЕЙ полке?? Где справедливость? Он и так заплатил меньше! А будет в итоге пользоваться за меньшие деньги ДВУМЯ полками?? За мой счет?!» И — пошли битвы.
Причем, как видите — если озвучить проблему в таком виде, ее решение вовсе не выглядит таким уж простым. В самом деле: как объяснить, что «верхнеполочник» пользуется по факту двумя полками, а платит при этом меньше, чем «нижнеполочник», который, получается, пользуется своей полкой в «половинном» размере (поскольку должен делить ее с «верхним»)? Как два (ну ладно, полтора) могут быть меньше половины?
Теперь мы понимаем, почему РЖД, уже введя свою «продвинутую» систему оплаты проезда, сначала долго прятала голову в песок, не давая вообще никаких разъяснений, а потом — в 2017 году — попыталась даже настоять на придании некой «эксклюзивности» праву «нижнего» на свою полку: это выглядело противоречием здравому смыслу и давно установившейся практике, но придавало хоть какой-то смысл всей системе с точки зрения цен!
Положение, что сказать, удивительное: по ценовой логике, раз уж обитатель «верха» впрямь получает теперь официальное право пользоваться по ходу поездки сразу двумя полками — он должен платить за проезд больше! Во всяком случае, больше «нижнего» пассажира, который теперь по факту приобретает своего рода «коммунальную» полку — полку, которую он ОБЯЗАН делить с соседом сверху. Но если так сделать, получится абсурд: все ведь знают, что на верхней полке ехать неудобно! Если сделать верхние дороже нижних — народ просто перестанет их покупать!
Однако и вернуться к состоянию «на 2017 год», то есть признать безраздельное право «нижнего» на его полку (право пускать или не пускать на нее по своему желанию) — это тоже будет абсурд, но другой: тут будут возражения, которые мы уже рассматривали — а где тогда «верхним» есть, как им пить чай и т.д. И понятно, что в парадигме «полного права нижнего» они тоже непреодолимы — то есть будут порождать постоянные конфликты и тупиковые ситуации, вплоть до драк. Конечно, перевозчик должен иметь четкую ПРОЦЕДУРУ для того, чтобы всего этого избегать — иначе любая поездка на поезде будет превращаться в дурдом.
Из вчерашнего «приказа» РЖД мы видим, какое решение предлагается: за выход из тупика должен будет заплатить — как в прямом, так и в переносном смысле — «нижний». Но является ли решение окончательным? Боюсь, опять нет. Если присмотреться, в билетах, с одной стороны, будет прямое указание, что «пассажиры с верхних полок имеют право. » — а с другой, в них будет ПРОСЬБА к пассажирам с нижних полок «пускать к себе на нижнюю полку» пассажиров с верхних в дневное время. Почему так? А потому, что юридически ситуация остается мутной. Есть ли у самой РЖД право ограничивать право пассажира пользоваться полкой, если уж она продала ему эту полку на все время следования? ВОПРОС. И сами РЖД в этом своем праве сомневаются, поэтому и «просят».
А значит, конфликты будут продолжаться, и точку в этом деле, боюсь, сможет поставить только суд. Что ж, подождем до новых скандалов.
Источник
РЖД разрешили пассажирам с верхних мест пользоваться нижними
Пассажиры поездов, которые приобрели места на верхних полках, в дневное время могут сидеть на нижних полках. Такое разрешение содержится в новых электронных билетах, дизайн которых представили РЖД.
Как сообщает «РИА Новости», на новых билетах у пассажиров верхних полок написана фраза: «Место для вашего багажа — сверху, на третьей полке. Стол общий. В дневное время разрешается сидеть на нижней полке».
На билетах, купленных пассажирами нижних полок, написано: «Место для вашего багажа — снизу под полкой. Стол общий. В дневное время позволяйте пассажирам сверху сидеть на вашей полке».
Фото: «БИЗНЕС Online».
Права пассажиров верхних и нижних полок разъясняли в РЖД в 2017 году. В компании тогда отмечали, что пассажиры, купившие билеты на нижние полки, имеют право не пускать к себе пассажиров с верхних полок. Они же имеют приоритетное право на использование столика и нижнего багажного отделения. Решить противоречия между пассажирами в РЖД предлагали с помощью взаимоуважения и понимания.
Билеты в новом дизайне пассажиры будут получать с начала 2020 года. Дизайн будет максимально понятным, функциональным и персонализированным, пообещали в РЖД. Номер рейса и все главные для посадки сведения расположили в самом верху бланка и выделили крупным шрифтом. Распечатанный бланк на стандартном листе A4 можно сложить по отмеченным сгибам на четыре части. Предполагается, что в дальнейшем изменится вид билетов, которые продают в кассах.
Источник