Тумба под буфер кабины
Тумба Т 35 — это прямоугольный железобетонный элемент сборной шахты, устанавливаемый под буфер кабин лифтов. В целом, лифтовую шахту можно определить как сложное устройство, в виде бетонного тоннеля в которой располагается лифт. Помимо тумбы , конструкция включает также сборные объемные блоки и перекрывающую железобетонный тоннель сверху, плиту. Т 35 используются в шахтах, которые эксплуатируются в жилых девятиэтажных зданиях, с высотой этажа 2,8 метра, для пассажирских лифтов грузоподъемностью 320 кг и с расположением противовеса за кабиной. Здания с такими шахтовыми сооружениями строятся в обычных условиях.
Маркировка изделия
Железобетонная тумба имеет простую маркировку, представленную в буквенно — числовой форме. Каждый символ имеет свое определенное значение, связанное с характеристиками и свойствами конструкции. Так, если рассматривать расшифровку Т 35 , то можно увидеть следующее:
1. Т — тумба под буфер кабины;
2. 35 — грузоподъемная способность кабины лифта в десятках кг.
Надписи с маркировкой наносятся на тумбу сбоку несмываемой контрастной краской, устойчивой к воздействию ультрафиолетового излучения солнца и атмосферных осадков, чтобы важные сведения не стерлись случайным образом. Также там могут указываться товарный знак или название изготовителя, соответствующее зарегистрированному в установленном порядке.
Материалы и производство
Лифтовые шахты и их объемные элементы производят, основываясь на Серию 1.189-6 . Железобетонные тумбы изготавливаются в стальных горизонтальных формах. Главный используемый материал — тяжелый бетон М200 класса В15, к основным характеристикам которого можно отнести такие качества как прочность и надежность. Данный бетон содержит в своем растворе цемент, обладающий быстротвердеющими и гидрофобными свойствами, это повышает эксплуатационные свойства будущих изделий. На основании индивидуальных будущих проектов подбираются марки бетонной смеси по морозостойкости и водонепроницаемости.
Армируется Т 35 пространственным арматурным блоком, который предварительно собирается из сеток из обыкновенной проволоки класса Вр-I и плоских каркасов из стержневой горячекатаной арматуры периодического профиля класса А-III. Изготовление данных стальных элементов производиться контактной точечной электросваркой. Также в тело тумбы закладываются монтажные петли из круглой арматурной стали класса А-I, их приваривают или привязывают к сеткам арматурного блока. Традиционно, изделие оснащается закладными деталями, необходимыми для крепления к плите и установки стаканов буферов. Закладные предусмотрены из прокатных уголков и полосовой стали. Сталь, используемая при изготовлении сеток, каркасов и закладных изделий, должна обладать гарантией свариваемости.
Железобетонные сборные элементы шахт лифтов должны иметь заводскую готовность, соответствующую условиям ГОСТ 17538-82.
Транспортирование и хранение
Тумбы хранят непосредственно в складских помещениях с ровной поверхностью, в штабелях, высотой не больше 2,5 метра, с хорошо просматриваемыми маркировочными знаками. Между изделиями для их безопасности прокладывают специальные деревянные прокладки, по ширине не меньше трех сантиметров, а когда присутствуют монтажные петли — не менее чем на два сантиметра больше высоты выступающей их части. Прокладки тумб должны формироваться друг на друге по вертикали. Перевозятся Т 35 специальным транспортом, как автомобильным, так и железнодорожным. С помощью специальных креплений исключаются трения и столкновения, а также смещение конструкций.
Источник
ГОСТ 17538-82*. Конструкции и изделия железобетонные для шахт лифтов жилых зданий. Технические условия (47136)
Настоящий стандарт распространяется на железобетонные конструкции и изделия (далее — конструкции), изготовляемые из тяжелого бетона или легкого конструкционного бетона и предназначенные для устройства шахт пассажирских лифтов по ГОСТ 5746-83 в жилых зданиях, а также в гостиницах, пансионатах, домах отдыха и других зданиях с высотами этажей 2,8 и 3,0 м.
(Измененная редакция, Изм. № 1).
1. ТИПЫ, ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ И РАЗМЕРЫ
1.1. Конструкции шахт лифтов в зависимости от назначения и расположения по высоте шахты (черт. 1) подразделяют на следующие типы:
ШЛН — объемные блоки шахт лифтов (далее — блоки) нижние;
ШЛС — блоки средние (основные);
ШЛВ — блоки верхние;
ПЛ — плиты перекрытия над шахтами лифтов (далее — плиты перекрытия);
ПП — плиты пола приямка шахт лифтов (далее — плиты приямка);
ТЛ — тумбы под буферы кабин лифтов (далее — тумбы).
(Измененная редакция, Изм. № 1).
Схема шахты лифта
1 — плита перекрытия над шахтой лифта; 2 — верхний блок; 3 — чердачное перекрытие; 4 — средние блоки; 5 — лестничные площадки; 6 — междуэтажные перекрытия; 7 — нижний блок; 8 — тумба под буфер кабины; 9 — плита пола приямка; НЭТ — высота этажа здания
1.2. Конструкции шахт лифтов (за исключением тумб) в зависимости от расположения противовеса по отношению к кабине лифта изготовляют в двух исполнениях: противовес сзади кабины, противовес справа кабины.
(Измененная редакция, Изм. № 1).
1.3. Форма и основные размеры конструкций должны соответствовать указанным на черт. 2 — 4, 6 — 8 и в табл. 1. На действующем оборудовании допускается изготовлять до 01.01.91 конструкции размерами, указанными на:
черт. 2а, черт. 2б, 6 — 9 и в табл. 1 a — для шахт лифтов грузоподъемностью 320 и 400 кг;
черт. 3а, 4а, 6 — 9 и в табл. 1 б — для шахт лифтов грузоподъемностью 500 и 630 кг.
Толщина стенок блоков устанавливается рабочими чертежами на эти блоки. Конструкция плит приямка устанавливается рабочими чертежами конкретных зданий с учетом обязательного опирания этих плит на конструкции нулевого цикла. Допускается устройство плит приямка из монолитного железобетона одновременно с возведением конструкций нулевого цикла, а также предусматривать плиту приямка, объединенную с нижним блоком. В зависимости от принятой конструкции приямка высоту нижнего блока шахт лифтов со скоростью движения 1,6 м/с, указанную в табл. 1, табл. 1a, табл. 1б, допускается изменять.
Источник
Тумбы лифтов
Шахты лифтов — это объемные блоки, собираемые в заводских условиях из плоских железобетонных элементов за счет сварки закладных деталей. Блоки также имеют закладные для крепления направляющих кабин, противовесов, дверей. Объемные элементы в зависимости от расположения по высоте лифтовой шахты подразделяются на нижний блок, блок первого этажа, основной этажный блок, блок верхнего этажа и верхний блок.
ТЛ 4-32
ТЛ 4-50
ТЛ 5-32
Для ограничения хода кабины лифта или противовеса в случае опускания их ниже нижнего рабочего положения применяются буфера и упоры. Буфера и упоры устанавливают в нижней части шахты, на дно приямка под кабиной и противовесом. Упоры и буфера останавливают движение кабины или противовеса, воспринимая при этом значительные нагрузки в зависимости от массы и скорости их движения. Поэтому упоры и буфера необходимо рассчитывать на посадку кабины с нагрузкой, превышающей номинальную грузоподъемность на 10 %, а также — на посадку кабины и противовеса, движущихся с наибольшей скоростью, допускаемой ограничителем скорости.
Упоры представляют собой, обычно, устройства в виде тумб или опор, выполненные из железобетона или из другого строительного материала. Высота тумб, из условий техники безопасности, принимается такой, чтобы от выступающих частей кабины до пола приямка расстояние было не менее 750 мм. включительно. Жесткие упоры слабо смягчают удар кабины или противовеса даже при наличии деревянных или резиновых накладок. Поэтому жесткие упоры разрешается применять только в лифтах с номинальной скоростью движения кабины не более 0,7 м/с.
Буфера, в отличие от жестких упоров, содержат в составе конструкции элементы или устройства, которые значительно смягчают ударные нагрузки от кабины или противовеса при посадке их на буфера. В лифтах с номинальной скоростью движения кабины до 1 м/с. применяют буфера пружинные, а в лифтах с номинальной скоростью движения кабины более 1 м/с. используют буфера гидравлические.
Пружинный буфер обычно состоит из пружины, установленной на плите и центрированной с помощью пустотелого цилиндрического стакана, укрепленного на плите. Плита крепится фундаментными болтами на жестком фундаменте или тумбе в приямке шахты соответственно под кабиной или противовесом. Кабина и противовес при посадке на буфер сжимают пружину, снижая, таким образом, скорость.
Гидравлический буфер включает в себя гидроцилиндр, укрепленный в вертикальном положении на металлическом каркасе на дне приямка. Внутри гидроцилиндра по окружности с определенным шагом расположены трубки с радиальными отверстиями по длине и с прочно заделанными пробками по концам. Нижние пробки зафиксированы — в стальном кольце.
Буфера кабины размещены на кабинных направляющих, а буфер противовеса — на бетонной тумбе, расположенной на полу приямка между направляющими противовеса.
Тумбы следует изготавливать с закладными изделиями для крепления к плите приямка и установки стаканов буферов.
Источник
Тумба под буфер кабины
КОНСТРУКЦИИ И ИЗДЕЛИЯ ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫЕ ДЛЯ ШАХТ ЛИФТОВ ЖИЛЫХ ЗДАНИЙ
Reinforced concrete constructions and products for lift shafts of residential buildings. Specifications
Дата введения 2017-06-01
Предисловие
Цели, основные принципы и общие правила проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены"
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН Акционерным обществом "ЦНИИЭП жилища — институт комплексного проектирования жилых и общественных зданий" (АО "ЦНИИЭП жилища")
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 465 "Строительство"
3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 25 октября 2016 г. N 92-П)
За принятие проголосовали:
Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97
Сокращенное наименование национального органа по стандартизации
Минэкономики Республики Армения
4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 18 ноября 2016 г. N 1711-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 17538-2016 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 июня 2017 г.
6 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Ноябрь 2019 г.
Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта и изменений к нему на территории указанных выше государств публикуется в указателях национальных стандартов, издаваемых в этих государствах, а также в сети Интернет на сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации.
В случае пересмотра, изменения или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации в каталоге "Межгосударственные стандарты"
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает типы, основные параметры и размеры конструкций шахт лифтов, общие технические требования к ним.
Настоящий стандарт распространяется на железобетонные конструкции и изделия (далее — конструкции), изготовляемые из тяжелого или легкого конструкционного бетонов и предназначенные для устройства шахт пассажирских электрических лифтов по ГОСТ 5746 в жилых зданиях, гостиницах, пансионатах, домах отдыха и других общественных зданиях с высотой этажей 2,8 и 3,0 м.
Требования настоящего стандарта следует учитывать при разработке нормативных документов и рабочей документации на шахты лифтов конкретных типов.
В Российской Федерации действует ГОСТ Р 57997-2017 "Арматурные и закладные изделия сварные, соединения сварные арматуры и закладных изделий железобетонных конструкций. Общие
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:
ГОСТ 5746 (ISO 4190-1:2010) Лифты пассажирские. Основные параметры и размеры
ГОСТ 5781 Сталь горячекатаная для армирования железобетонных конструкций. Технические условия
ГОСТ 10060 Бетоны. Методы определения морозостойкости
ГОСТ 10180 Бетоны. Методы определения прочности по контрольным образцам
ГОСТ 10922 Арматурные и закладные изделия, их сварные, вязаные и механические соединения для железобетонных конструкций. Общие технические условия
В Российской Федерации действует ГОСТ Р 57997-2017 "Арматурные и закладные изделия сварные, соединения сварные арматуры и закладных изделий железобетонных конструкций. Общие технические условия".
ГОСТ 12730.0 Бетоны. Общие требования к методам определения плотности, влажности, водопоглощения, пористости и водонепроницаемости
ГОСТ 12730.1 Бетоны. Методы определения плотности
ГОСТ 13015 Изделия бетонные и железобетонные для строительства. Общие технические требования. Правила приемки, маркировки, транспортирования и хранения
ГОСТ 17623 Бетоны. Радиоизотопный метод определения средней плотности
ГОСТ 17624 Бетоны. Ультразвуковой метод определения прочности
ГОСТ 17625 Конструкции и изделия железобетонные. Радиационный метод определения толщины защитного слоя бетона, размеров и расположения арматуры
ГОСТ 18105 Бетоны. Правила контроля и оценки прочности
ГОСТ 21780 Система обеспечения точности геометрических параметров в строительстве. Расчет точности
ГОСТ 22690 Бетоны. Определение прочности механическими методами неразрушающего контроля
ГОСТ 22904 Конструкции железобетонные. Магнитный метод определения толщины защитного слоя бетона и расположения арматуры
ГОСТ 23009 Конструкции и изделия бетонные и железобетонные сборные. Условные обозначения (марки)
ГОСТ 23279 Сетки арматурные сварные для железобетонных конструкций и изделий. Общие технические условия
ГОСТ 23858 Соединения сварные стыковые и тавровые арматуры железобетонных конструкций. Ультразвуковые методы контроля качества. Правила приемки
ГОСТ 25820 Бетоны легкие. Технические условия
ГОСТ 26433.0 Система обеспечения точности геометрических параметров в строительстве. Правила выполнения измерений. Общие положения
ГОСТ 26433.1 Система обеспечения точности геометрических параметров в строительстве. Правила выполнения измерений. Элементы заводского изготовления
ГОСТ 26633 Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия
Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и классификаторов на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации (www.easc.by) или по указателям национальных стандартов, издаваемым в государствах, указанных в предисловии, или на официальных сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации. Если на документ дана недатированная ссылка, то следует использовать документ, действующий на текущий момент, с учетом всех внесенных в него изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то следует использовать указанную версию этого документа. Если после принятия настоящего стандарта в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение применяется без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 лифт: Грузоподъемная машина периодического действия, предназначенная для транспортирования людей и/или грузов в зданиях, оборудованная кабиной, перемещающейся по жестким направляющим, угол наклона которых к вертикали не превышает 15°.
3.2 лифт пассажирский: Лифт, предназначенный в основном для подъема и спуска людей.
3.3 шахта лифта: Пространство, в котором перемещаются кабина и, при наличии, противовес и/или уравновешивающее устройство кабины.
4 Типы, основные параметры и размеры
4.1 Конструкции шахт лифтов в зависимости от назначения и расположения по высоте шахты (см. рисунок 1) подразделяются на следующие типы:
ШЛН — объемные блоки шахт лифтов (далее — блоки) нижние;
ШЛС — блоки средние (основные);
ШЛВ — блоки верхние;
ПЛ — плиты перекрытия над шахтами лифтов (далее — плиты перекрытия);
ПП — плиты пола приямка шахт лифтов (далее — плиты приямка);
ТЛ — тумбы под буферы кабин лифтов (далее — тумбы).
4.2 Конструкции шахт лифтов (за исключением тумб) в зависимости от расположения противовеса по отношению к кабине лифта изготовляют в двух исполнениях: противовес сзади кабины, противовес справа от кабины.
4.3 Форма и основные размеры конструкций должны соответствовать указанным на рисунках 2-8 и 8-12 и в таблице 1.
На действующем оборудовании допускается изготовлять конструкции размерами, указанными:
— на рисунках 3, 4, 9-12 и в таблице 2 — для шахт лифтов грузоподъемностью 320 и 400 кг;
— на рисунках 6, 8, 9-12 и в таблице 3 — для шахт лифтов грузоподъемностью 500 и 630 кг.
Толщину стенок блоков указывают в рабочих чертежах на эти блоки.
Конструкцию плит приямка указывают в рабочих чертежах конкретных зданий с учетом обязательного опирания этих плит на конструкции нулевого цикла. Допускается устройство плит приямка из монолитного железобетона одновременно с возведением конструкций нулевого цикла, а также предусматривать плиту приямка, объединенную с нижним блоком. В зависимости от принятой конструкции приямка высоту нижнего блока шахт лифтов со скоростью движения 1,6 м/с, указанную в таблицах 1-3, допускается изменять.
Верхние блоки могут быть объединены с плитами перекрытия над шахтами.
4.4 Номинальную толщину стенок блоков принимают кратной 20 мм.
Схема шахты лифта
1 — плита перекрытия над шахтой лифта; 2 — верхний блок; 3 — чердачное перекрытие; 4 — средние блоки; 5 — лестничные площадки; 6 — междуэтажные перекрытия; 7 — нижний блок; 8 — тумба под буфер кабины; 9 — плита пола приямка; H — высота этажа здания
Источник
142. Назначение упоров и буферов лифта
В приямке лифта под кабиной и противовесом установлены упоры и буфера, предназначенные для посадки с нагрузкой, превышающей номинальиую грузоподъемность лифта на 10 %, и для посадки противовеса, движущегося с наибольшей скоростью, допускаемой ограничителем скорости. Буфера рассчитывают на тот случай, когда скорость движения кабины (противовеса) вниз превысит номинальную скорость не менее чем на 15% и не более чем: а) на 40% для лифтов с номинальной скоростью до 1,4 м/с включительно; б) на 33 % для лифтов с номинальной скоростью более 4 м/с; в) на 25 % для лифтов с номинальной скоростью более 4 м/с. Жесткие упоры допускаются для лифтов с номинальной скоростью до 0,5 м/с. Для больничных лифтов устройство жестких упоров не допускается.
Жесткие упоры представляют собой металлические трубы или балки, высоту которых принимают исходя из условий техники безопасности, чтобы от выступающих частей кабины до пола приямка было расстояние 750 мм. Жесткие упоры слабо смягчают удары кабины (противовеса), если даже они имеют резиновые или деревянные накладки.
Для лифтов со скоростью движения кабины до 1 м/с применяются пружинные буфера (рис. 36). Пружинный буфер устанавливают на дне приямка. Железобетонная тумба посредством металлических анкеров, заделанных в ней, удерживает цилиндрические пружины. На пружинные буфера кабина садится с помощью опорной плиты, укрепленной на кронштейне на некотором расстоянии под нижним башмаком кабины. На лифтах с номинальными скоростями выше 1 м/с для остановки опускающейся кабины с замедлением, не превышающим 25 и/с1, применяют гидравлические (масляные) буфера.
Гидравлический буфер (рис. 37) состоит из корпуса, заполненного маслом, плунжера, возвратной пружины и конического штока. В плунжер буфера вставлена головка со штоком, опирающимся на пружину. Головка служит дли смягчения удара во время посадки на буфер кабины или противовеса. В днище плунжера имеется кольцевое отверстие, через которое проходит шток и перетекает масло при посадке на буфер. Вследствие конической формы штока свободная площадь кольцевого отверстия по мере движения плунжера уменьшается, что замедляет скорость течения масла из корпуса в полость плунжера, а следовательно, и скорость движения плунжера. Буфер снабжен маслоуказателем. Применение стеклянных указателей не разрешается. При эксплуатации нельзя допускать, чтобы уровень жидкости был ниже предусмотренного. Скорость опускания плунжера зависит от вязкости масла, поэтому при эксплуатации необходимо строго следить за тем, чтобы залитая в буфере жидкость (масло) соответствовала паспортным данным.
Каждый масляный буфер подвергают гидравлическому испытанию и проверке иа полный возврат плунжера. Порядок испытания должен отвечать техническим условиям на изготовление буфера в инструкции завода-изготовителя. Упоры и буфера устанавливают в приямке так, чтобы расстояние от верхней части упора или головки буфера до опорной буферной плиты кабины или противовеса было не более 200 мм, когда кабина или противовес находятся в нижнем рабочем положении. Гидравлический буфер должен иметь заводскую табличку, на которой указаны: завод-изготовитель, тип буфера, номинальная грузоподъемность и скорость, на которую он рассчитан, заводской номер и дата выпуска.
Рис. 36. Пружинный буфер
1 — кабина; 2 — шахта; 3 — подушка; 1 — пружины буфера; 5 — тумбы
Рис. 37. Гидравлический буфер
1 — корпус; 2 — плунжер; 3 — возвратная пружина; 4 — шток; 5 — головка; 6 — пружина штока; 7 — конический шток нижний
Источник